Авторы:
Рощина Наталья Леонидовна
Лаврентьева Татьяна Валентиновна
Никишина Елена Витальевна
Целью данного урока было показать взаимосвязь геометрических, географических и общекультурных знаний в архитектуре и рассмотреть возможность применения Древнеримских сведений об архитектуре в современных условиях.
На уроке ученики решали градостроительную проблему по созданию плана города согласно розе ветров и используя знания геометрии.
Практическая значимость проведенного урока: дети легко включаются в новый блок информации, снимается монотонность урока, идет переключение внимания, что обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению.
Статья:План урока «МХК + география + геометрия»
«Польза, прочность, красота – формула архитектурного целого по Витрувию»
10 класс
Продолжительность: 2 урока по 45 минут
Учителя:
Рощина Н. Л. (геометрия)
Никишина Е. В. (МХК)
Лаврентьева Т. В. (география)
Дата проведения: 29.04.2011
Цели урока.
- Показать взаимосвязь геометрических, географических и общекультурных знаний в архитектуре
- Рассмотреть возможность применения Древнеримских сведений об архитектуре в современных условиях.
План урока.
- Рассказ о Витрувии и его труде «Десять книг об архитектуре» (общие сведения) (МХК) – 5 мин..
- Географическая составляющая архитектурных сооружений (география) – 5 мин..
- Математическая составляющая архитектурных сооружений (математика) – 5 мин..
- Архитектура Древней Греции в трудах Витрувия (на примере Парфенона) – реализация каждой из рассматриваемых составляющих – 10 мин.
- Задача об удвоении куба в трудах Витрувия и ее решение с помощью графиков. – математика – 10 мин..
- Архитектура Древнего Рима и ее соответствие представлениям Витрувия – МХК, география, математика – 10 мин.
- Труды Витрувия и современная архитектура (соответствие или нет?) – МХК, география, математика – 10 мин.
- Исследовательская работа учащихся: Градостроительная проблема: В какой-то местности регулярно в разные времена года и часы суток дуют ветры по восьми строго определенным направлениям. Создать план города согласно розе ветров и используя знания геометрии (вписать в данный круг правильный 8-угольник). Защита своего проекта (групповая работа, в каждую группу входят математики, географы, архитекторы) – 15 мин.
Градостроительная проблема
Алгоритм.
- Постройте круг – это граница города.
- С помощью циркуля и линейки впишите в круг правильный восьмиугольник (согласно направлениям ветров).
- Расположите дома, административные и культурные объекты, промышленные предприятия согласно розе ветров.
- Назовите основные проспекты, площади, улицы.
- Расскажите о вашем городе, используя знания геометрии, географии, культуры (как вы строили правильный восьмиугольник, где и почему именно здесь расположили дома, предприятия, объекты культуры, памятники).
- Соответствуют ли современные архитектурные планы строительства города знаниям, изложенным в трактате Витрувия? Если да, то в чем? Если нет, то почему?
__________________________________________________________________________
*) Презентация к плану урока прилагается.